Жизнь современного предпринимателя сложна и многогранна, взаимоотношения разнообразны, в связи с чем не каждый вступит на этот тернистый и запутанный путь. Как правило, предприниматели, осуществляя свою деятельность, ежедневно стоят перед выбором: как сделать, что сделать, как правильно оформить, как «не попасть на деньги» не только во взаимоотношениях с партнерами, а в большей мере во взаимоотношениях с государственными контролирующими органами.

Именно взаимоотношениям предпринимателей и Федеральной налоговой службы Российской Федерации посвящена настоящая статья.
В деятельности практически каждого предпринимателя хотя бы раз встает вопрос, связанный с реализацией своего права на получение вычета по НДС в соответствии со ст.171 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). При этом предприниматель должен пройти путь, результатом которого не всегда будет решение, вызывающее радость и уважение к ФНС.
Согласно п.п.1 и 2 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для налогооблагаемых операций.
В п.1 ст.172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями вычета налога на добавленную стоимость по товарам являются: фактическая оплата приобретенного товара, принятие его на учет и наличие счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, с указанием суммы налога на добавленную стоимость, предназначенных для налогооблагаемых операций.
Камеральная налоговая проверка, в случае заявления вычета по НДС, проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в обязательном порядке в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Пунктом 8 статьи 88 НК РФ определено, что при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение НДС, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Кроме того, в Письме Минфина России от 27.12.2007 N 03-02-07/2-209 приведены разъяснения, согласно которым налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ.
Таким образом, право налогового органа истребовать у налогоплательщика в ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение НДС, сведения и документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов, прямо предусмотрено п. 8 ст. 88 НК РФ. При этом запрещается истребование у налогоплательщика дополнительных сведений и документов, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) НК РФ не предусмотрено (п. 7 данной статьи).
Непредставление документов в период проведения камеральной налоговой проверки не лишает налогоплательщика права на вычеты, что подтверждается постановлениями и определениями Арбитражных судов. (Постановления ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 (п. 29), ФАС ПО от 16.11.2007 N А55-3864/07, Определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О), однако может послужить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст.126 НК РФ.
Как правило, налоговый орган направляет требование о предоставлении документов заказным письмом по адресу местонахождения налогоплательщика. Все было бы хорошо, но направленные требования не всегда доходят до налогоплательщика, а не представление документов в сроки, установленные в требовании, влечет ответственность по вышеуказанной статье (ст.126 НК РФ). Что же делать в данном случае налогоплательщику??? Как защитить свои интересы???
Согласно ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Согласно ст.109 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно ст.108 НК РФ, лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.110 НК РФ, виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности за непредставление документов по требованию, которое ему не было вручено, так как в его действиях (бездействиях) отсутствует вина как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Во первых, налогоплательщик не осознает, не желает, сознательно не допускает противоправный характер своих действий (бездействий),
Во вторых, налогоплательщик не должен и не может осознавать противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия),
в связи с тем, что у налогоплательщика отсутствует обязанность предоставлять оправдательные документы по налоговому вычету в момент подачи налоговой декларации по НДС (Определение Конституционного суда РФ от 12 июля 2006г. № 266-О), в том числе до момента получения требования налогового органа о предоставлении документов, направление которого не является обязательным с точки зрения налогового законодательства. Необходимость направления требования связана с фактом субъективной оценки налоговым органом объема информации, достаточного или не достаточного для принятия решения о предоставлении налогового вычета.
Таким образом, два фактора, которые должны повлечь ответственность по ст.126 НК РФ, в том числе сформировать умышленный или неосторожный состав правонарушения:
- обязанность предоставить оправдательные документы по налоговому вычету в момент подачи налоговой декларации по НДС;
- обязательность направления налоговым органом требования о предоставлении документов, закрепленная Налоговым кодексом РФ;
ОТСУТСТВУЮТ!!! О данном факте налогоплательщик должен заявить налоговому органу незамедлительно!
Кроме того, необходимо четко оценивать фактические обстоятельства, в том числе связанные с недоставкой, изъятием извещения третьими лицами из почтовых ящиков, неправомерное поведение сотрудников почтовой службы, т.е. объективные обстоятельства, которые повлекли последствия в виде неполучения требования и, соответственно, отсутствие состава правонарушения со стороны налогоплательщика.
По мнению автора настоящей статьи, ответственность за непредставление документов по ст.126 НК РФ должна наступать для налогоплательщика только в случае, когда извещение, либо требование получено, но налогоплательщик не предпринимает активных действий по исполнению полученного требования, т.е. ведет себя пассивно, бездеятельно. В случае же неполучения требования по объективным причинам, ответственность должна исключаться.
К сожалению, мнение налогового органа по вопросу о привлечении к ответственности по ст.126 НК РФ не соответствует вышеизложенному. Налоговый орган, в соответствие со ст.93 НК РФ, считает, что требование получено налогоплательщиком на шестой день с даты отправки, независимо от объективных, либо субъективных причин, по которым это требование не было доставлено. Кроме того, непредставление документов по требованию налогового органа, автоматически повлечет отказ в возмещении НДС до того момента, пока налогоплательщик не докажет налоговому органу обратное, но это уже будет, скорее всего, в соответствующем суде.
Единственной мерой борьбы с налоговым органом, по мнению автора статьи, является исключительно судебный порядок, так как нужно всегда помнить, что государство никогда ВАМ ничего не отдаст в добровольном порядке.
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРЛИГА»
Боровков Виктор Владимирович